В ноябре 2019 года Илон Маск (Elon Musk), инженер, изобретатель, миллиардер, один из основателей и, одновременно, генеральный директор американской компании Tesla, объявил о начале строительства завода по производству электромобилей Tesla под Берлином. Этот завод станет первым заводом Tesla в Европе и будет носить название Gigafactory 4. Создание производственных мощностей Tesla в Европе вызвано растущим спросом на электромобили в Европейском союзе и возможностью диверсификации производства компании в ЕС.
Переговоры руководства Tesla с властями Германии и других европейских стран о возможности размещения первого завода компании в Европе были начаты еще в 2018 году.
И вот, 12 ноября 2020 года, на вручении ежегодной премии "Золотой Руль" (нем. Goldenes Lenkrad), присуждаемой еженедельниками Bild am Sonntag и Auto Bild, Илон Маск, во-первых, получил премию в номинации "Лучший среднеразмерный автомобиль", в которой победу одержала культовая модель Tesla Model 3, во-вторых, сообщил, что Tesla приняла решение о том, где будет построен первый завод Gigafactory 4 в Европе.
Страной, победившей всех остальных конкурентов в этой борьбе, стала Германия.
Где будет построен завод Тесла (Tesla) в Германии
Как планируется, новый завод Gigafactory 4 должен быть построен на территории федеральной земли Бранденбург, рядом с новым аэропортом Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта (нем. Flughafen Berlin Brandenburg "Willy Brandt", BER), в 40 километрах к юго-востоку от Берлина.
Как вы знаете, эпопея со строительством BER еще продолжается, что было отмечено и Илоном Маском, пошутившем, что новый завод Тесла около Берлина будет построен быстрее, чем завершится строительство знаменитого берлинского долгостроя.
Для строительства завода по производству электромобилей, компанией Tesla было куплено 300 гектаров земли в коммуне Грюнхайде (нем. Grünheide) в округе Одер-Шпрее под Берлином. Сделка по покупке земли была одобрена правительством Бранденбурга в начале 2020 года. Предварительная стоимость сделки по покупке земли оценивается в районе 41 миллиона евро.
Начиная с осени 2021 года, с конвейера Gigafactory 4 должны сходить электрокары Model 3 и Model Y (новый компактный внедорожник, SUV). В первое время - 150 тысяч электрокаров, с перспективным расширением мощности производства до полумиллиона автомобилей в год. Кроме электрокаров на заводе будут выпускаться аккумуляторы и силовые агрегаты.
В планах компании также создание и проектного инженерно-конструкторского центра, который будет расположен в Берлине. Место под проектное бюро пока не определено, но данный вопрос должен решиться в ближайшее время.
Компания Tesla (ранее Tesla Motors) была основана в 2003 году и занимается разработкой и производством электромобилей, а также современных аккумуляторов и технологий для энергоснабжения жилья.
Первые два Gigafactory Tesla находятся в США, один завод в штате Невада, второй - недалеко от Нью-Йорка.
Экспансия Tesla в Европу Германией не заканчивается. В ближайших планах компании строительство заводов Tesla во Франции, Испании и в Италии.
Илон Маск не забывает и о не менее перспективном азиатском направлении. В Китае, недалеко от Шанхая, буквально в течение года был построен и запущен в эксплуатацию завод Gigafactory 3.
Для Германии выбор компании Tesla - это весьма и весьма позитивный момент. Строительство автомобильного завода, после полного ввода в эксплуатацию, позволит создать около 7-9 тысяч новых рабочих мест (и это при том, что в Грюнхайде всего и проживает около 8 тысяч жителей). Что также было весьма положительно воспринято и немецкими профсоюзами. Для того, чтобы обеспечить завод таким количеством квалифицированных кадров, потребуется привлечение специалистов из других немецких земель (а возможно, и других стран) и будет, в том числе, способствовать улучшению демографической ситуации региона.
Не менее важны и немалые инвестиции в регион, которые составят порядка четырех миллиардов евро.
Tesla и немецкие автопроизводители
Несомненно, физическое присутствие проектного подразделения и завода Тесла в Германии - это, одновременно, и вызов и мощный мотивирующий стимул для знаменитых немецких автоконцернов Audi, BMW, Mercedes и Volkswagen, также развивающих свои компетенции в технологиях и производстве электромобилей.
Как вы помните, буквально в начале ноября прошлого года Volkswagen, присутствии канцлера Германии Ангелы Меркель (нем. Angela Merkel), дал старт серийному производству народного электромобиля Volkswagen ID.3. Стартовая стоимость ID.3 - в районе 30000 евро (при этом стоимость Tesla Model 3 - около 31 тысячи евро). А BMW еще с 2013 года запустила линию электромобилей BMW i3, популярность которой растет год от года. Так что будет надеяться, что растущая конкуренция в этом сегменте между столь мощными автогигантами пойдет только на пользу потребителю.
Электромобили Tesla на городских улицах
Небольшое отступление. Будучи в Германии, электрокаров Tesla я не видел, не довелось. А вот на улицах Милана, пару лет назад, пожалуйста )
Tesla и окружающая среда
Парадокс. Компания Tesla производит электрокары и занимается разработкой энергосберегающих, "зеленых" технологий. Вроде все прекрасно, идем в ногу со временем и современной политикой в сфере защиты экологии и борьбы с изменением климата. Тем не менее, в Германии нашлись и те, кого беспокоит угроза окружающей среде, в том числе, и со стороны Tesla, выражающаяся в том, что для строительства завода потребуется вырубка 92 гектаров леса.
В знак протеста даже были организованы митинги экоактивистов, кроме того, "Зеленая лига Бранденбурга" (нем. Grüne Liga e. V.) и Ассоциация по ландшафтному управлению и охране видов в Баварии подали в суд иск с требованием приостановки строительства завода.
Впрочем, уже в середине февраля 2020 года Высший административный суд Берлина-Бранденбурга данный иск отклонил ввиду отсутствия нарушений и полной юридической обоснованности производимых работ.