В Хельсинки очень хорошо развита сеть общественного городского транспорта. Настолько хорошо, что, как сообщали финские СМИ, часть столичных жителей даже не думает о приобретении личного автотранспорта, так как передвигаться на городском транспорте им гораздо удобнее и быстрее.
Общественный транспорт Хельсинки, типы билетов, стоимость и полезная информация
Общественный транспорт в Хельсинки представлен автобусами, трамваями и метро. По одному и тому же билету (в зависимости от его срока действия, конечно) можно пересаживаться с одного вида транспорта на другой неограниченное количество раз. Также по этому билету можно проехать и на паромах (ходят до крепости Суоменлинна и входят в систему городского общественного транспорта). Однако, есть исключение, касающееся разовых билетов, купленных у водителя трамвая, но об этом чуть ниже.
Власти финской столицы стараются сделать общественный транспорт максимально удобным и комфортным для жителей и гостей города. И даже попытались организовать некую обратную связь в реальном времени ))) С 2013 года, например, пассажиры могут оценить качество поездки в автобусах, нажав на кнопку с изображенным на ней поднятым вверх большим пальцем (что-то вроде кнопки «Лайк» в социальных сетях).
Если вы приехали в столицу Финляндии на поезде, то в подземной части Центрального железнодорожного вокзала можно найти брошюры с подробной информацией о расписании движения городского транспорта. На вокзале также находится вход на самую оживленную станцию метро — «Раутатиентори» (фин. Rautatientori).
Небольшой нюанс. В случае, когда на остановке останавливаются автобусы нескольких маршрутов, то при подъезде автобуса надо заранее сигнализировать водителю поднятой рукой. Иначе, если на этой остановке никто из пассажиров не выходит, автобус может не остановиться. Трамваи, в принципе, останавливаются если на остановке есть пассажиры. Но можно и им тоже сигнализировать рукой, особенно, если эта остановка также обслуживается несколькими трамвайными маршрутами.
Сколько стоит проезд на общественном транспорте Хельсинки
Стоимость проезда зависит от так называемой тарифной зоны и от того, какой тип билета вы планируете купить. Есть два типа проездных билетов: городские и региональные (позволяют совершать поездки по ближайшим пригородам Хельсинки).
Первая зона — непосредственно город Хельсинки.
Региональный билет дает вам право поездок в Хельсинки, Эспоо, Кауниайнен и Вантаа.
Для детей в возрасте от 7 до 16 лет предоставляется скидка — 50%. Проезд детей до 6 лет бесплатный.
Где купить билеты на автобус, трамвай и метро в Хельсинки
Несколько подробнее тема покупки билетов для проезда в Хельсинки освещается чуть ниже. В основном, билеты покупают в билетных автоматах, расположенных на вокзалах и на станциях метро. Автоматы двух типов. Попроще (в которых можно купить только разовые билеты) и более «продвинутые» (многофункциональные).
В «продвинутых» (автоматы HSL синего цвета) большой ЖК-дисплей (меню можно переключить на английский язык) с кучей кнопок по бокам, с помощью которых вы указываете тип и зону действия покупаемого билета на транспорт путем выбора соответствующего пункта, количество билетов и способ оплаты. После окончания выбора на экране появляется не только сумма к оплате, но и небольшая наглядная карта, с указанием зоны действия билета. К оплате принимаются монеты, банкноты и банковские карты.
Также билеты можно купить в R-киосках, в туристическом центре, крупных торговых центрах и на крупных транспортных узлах. В последнее время все большую популярность приобретает оплата проезда по мобильному телефону, с помощью отправки смс соответствующего содержания. Но эта услуга действительна только для абонентов финских операторов связи и, думается, у туристов не очень востребована.
Единая проездная карта (проездной билет) сроком действия до 7 суток
Если вы приехали в Хельсинки более, чем на неделю и планируете достаточно активно перемещаться, то есть смысл купить единую проездную карточку, срок действия которой составляет от 1 до 7 суток. При этом пользоваться всеми видами общественного транспорта можно без ограничений. Действие такого проездного билета начинается с того момента, как вы первый раз приложили его к считывающему устройству.
Где купить единый проездной билет
Единый проездной билет можно купить в пунктах обслуживания Транспортного управления Хельсинки (HKL), в R-киосках, в универмаге Стокманн, в пунктах обслуживания Бюро по туризму Хельсинки. Также сообщается, что такую карту можно приобрести на паромах Silja Serenade и Silja Symphony (что также довольно удобно) и в порту Вуосаари (Vuosaaren satam, продажа производится на терминале Finnlines).Стоимость единого проездного билета
(Ниже представлена стоимость по состоянию на 2014 год)Срок действия | Взрослый | Детский (7-16 лет) |
---|---|---|
1 сутки | 8,0 евро | 4,0 евро |
2 суток | 12,0 евро | 6,0 евро |
3 суток | 16,0 евро | 8,0 евро |
4 суток | 20,0 евро | 10,0 евро |
5 суток | 24,0 евро | 12,0 евро |
6 суток | 28,0 евро | 14,0 евро |
7 суток | 32,0 евро | 16,0 евро |
Разовый билет
Для разовой поездки можно купить разовый билет. Такие билеты можно купить в билетном автомате или у водителя. При покупке у водителя не стоит пытаться расплатиться купюрой 100 евро или 50 евро, так как водитель не имеет права принимать банкноту достоинством более 20 евро. Оплата производится только наличными.
Срок действия разового билета в  Хельсинки — один час
Учтите, что разовый билет, купленный у водителя трамвая позволяет в течении часа пересаживаться только на другие трамваи. Билеты, приобретенные в билетных автоматах действительны на 10 минут больше, чем билеты, купленные у водителей. Время окончания действия печатается на билете.
Стоимость разового билета
(Ниже представлена стоимость по состоянию на 2014 год)
Покупка | Взрослый | Детский (7-16 лет) |
---|---|---|
В билетном автомате | 2,5 евро | 1,3 евро |
В автобусе, трамвае или поезде | 3,0 евро | 1,5 евро |
С мобильного телефона (с помощью смс) | 2,4 евро | |
В ночное время (с 02-00 до 04-30) (в это время действует «ночной» тариф, стоимость которого одинакова для всех клиентов) |
5,0 евро | 5,0 евро |
Билет для проезда на трамвае (купленный в билетном автомате) | 2,2 евро |
Билет со сроком действия 2 часа
Можно купить билет для проезда на общественном транспорте сроком действия 2 часа (начала действия также начинается с того момента, как вы приложит его к считывающему устройству). Стоит 4,0 евро для взрослого, 2,0 евро для ребенка. Купить разовый билет можно в автомате по продаже билетов, у водителя или путем отправки смс-сообщения.
Билет на паром в крепость Суоменлинна
Если нет необходимости пользоваться услугами общественного транспорта, но есть желание попасть в крепость Суоменлинна, то можно купить билет в Суоменлинну сроком действия 12 часов. Стоимость такого билета 5,0 евро. Действителен только для проезда на пароме.
Туристическая карточка Хельсинки (Helsinki Card)
Конечно же, не стоит забывать и о таком довольно популярном варианте, как туристическая карточка Хельсинки (Helsinki Card), которая, в том числе, включает в себя бесплатный проезд на всех видах общественном транспорта (в пределах города) в течении своего срока действия.
Метро в Хельсинки
Метрополитен Хельсинки (фин. Helsingin metro) — единственный в Финляндии и относительно молод (первые пассажиры воспользовались услугами хельсинкского метро в 1982 году). Открытие финского метро было весьма важным событием и происходило в присутствии президента Финляндии Мауно Койвисто (фин. Mauno Henrik Koivisto).
В настоящее столичное финское метро включает в себя одну ветку, соединяющую восточную и западную часть Хельсинки. На узловой станции метро «Итякескус» (фин. Itäkeskus) линия разветвляется в направлении станций «Меллунмяки» (фин. Mellunmäen) и «Вуосаари» (фин. Vuosaari) соответственно и 17 станций. По сравнению с другими столичными подземками кажется маленьким (общая протяженность — всего около 22км), но и этого достаточно, чтобы пересечь город всего за 23 минуты. Ежегодно, как сообщает управляющая компания HKL, услугами этого самого северного метро в мире пользуются более 60 миллионов пассажиров.
Время работы метро в Хельсинки: с 05-30 до 23-30 с понедельника по четверг, с 05-30 до 01-30 в пятницу и субботу и с 06-30 до 23-30 в воскресенье.
Турникетов в метро Хельсинки нет. Но я бы не советовал пользоваться внешним отсутствием контроля и ощущением некой беззаботности. Билеты периодически проверяют и при поимке вам будут обеспечены моральный дискомфорт и финансовые потери. Стоит ли этого мнимая незначительная экономия? Поэтому не надо изображать «зайца», купите билет и спокойно катайтесь )))
При входе в метро компостируйте билет, либо, если билет уже активирован, спокойно себе пересекаете символическую оранжевую линию, за которой уже начинается территория метрополитена, и идете к поезду.
Сиденья в вагонах финского метро расположены не так, как например, в вагонах нашего метрополитена, вдоль стенок вагона, а как в электричке. Интерьер вагона, цвет сидений соответствуют общему цветовому стилю оформления.
В последние годы в столичном метро периодически устраивают художественные выставки (первая такая выставка финского художника Пекки Юлхя (фин. Pekka Jylhä), прошла на станции метро Kamppi в 2011 году). Теперь эти выставки стали уже, в некотором роде, новой городской традицией.
Со схемой метро Хельсинки можно ознакомиться по этой ссылке
В настоящее время строится еще одна линия метро протяженностью около 14км, которая, после того, как ее введут в эксплуатацию, позволит добираться от нынешней станции метро «Руохолахти» в Хельсинки до новой конечной станции «Матинкюля» в Эспоо всего за 16 минут. Строительство двух тоннелей и восьми станций новой западной линии метро предполагается завершить к концу 2015 года.
Одновременно с расширением хельсинкского метро ведутся работы по внедрению современной системы автоматизации управления движением, которая исключает необходимость управления составом метро машинистом (беспилотный поезд метро).
Трамвайная сеть Хельсинки
Первые конки (предшественник трамвая, когда вагон по рельсовым путям тащила пара лошадей, управляемая кучером) появились в Хельсинки в 1891 году. Электрический трамвай начал перевозить первых пассажиров с 1900 года и до сих пор трудится на благо горожан.
До середины прошлого века трамваи были еще и в Турку, но в 1957 году в этом финском городе было решено полностью отказаться от данного вида транспорта, поэтому сейчас Хельсинки является единственным городом в Финляндии, где осталась трамвайная сеть
Ежедневно столичной трамвайной сетью пользуются около 200 тысяч пассажиров.
Как было указано в начале статьи, сообщить водителю трамвая о своем намерении выйти на следующей остановке лучше заблаговременно.
Трамваи ходят с 05-30 до 23-30 (понедельник-суббота) и с 07-00 до 23-00 в воскресенье.
Некоторые рекомендуют сесть на трамвай, по маршруту которого можно увидеть такие городские достопримечательности, как: Успенский кафедральный собор (Uspenskin katedraali), Сенатская площадь (Senaatintori), Кафедральный собор (Tuomiokirkko), Музей современного искусства «Киасма» (Kiasma), Дворец Финляндия (Finlandia-talo), Здание парламента (Eduskuntatalo), Национальный музей Финляндии (Kansallismuseo), Финская Национальная опера (Suomen Kansallisooppera) и Олимпийский стадион (Olympiastadioni). Вроде как получается небольшая экскурсия )))Штраф за безбилетный проезд в Хельсинки
Если вы не сможете предъявить контролерам действительный билет на проезд, то смиритесь и приготовьтесь расстаться с суммой в 80 евро, а также дополнительно оплатить стоимость билета. Чтобы все помнили о сумме штрафа, последняя большими цифрами обозначена на каждом автомате по продаже билетов.
Размер штрафа в 80 евро в столичном регионе Финляндии за безбилетный проезд последний раз был изменен (увеличен) в 2007 году и с тех (и до момента публикации этой статьи) — не менялся.
Сеть городского транспорта Хельсинки
Самая актуальная информация по маршрутам (включая схемы и расписания движения всех видов общественного транспорта), тарифным планам и правилам пользования общественным транспортом Хельсинки представлена на официальном сайте городской транспортной организации (HKL — Helsingin kaupungin liikennelaitos).
С 2016 года планируется введение новой системы зонирования и тарификации проезда.