Да, как это ни печально, а порой и весьма неожиданно для некоторых претендентов на получение визы, вместо штампика шенгенской визы ставят штампик отказа. Ситуация неприятная, особенно, если у вас уже запланирована поездка, забронированы билеты и гостиницы. Возможно, вам смогут помочь компании, специализирующиеся в получении визы после отказа Консульства, но пока этот пост посвящен только лишь описанию возможных причин в отказе (путем краткого знакомства с новым Визовым кодексом) и видам отказа
Причины отказа в выдаче шенгенской визы
Сразу обмолвлюсь, что не претендую на полный перечень всех возможных причин (да и не планирую их описывать), ибо их может быть много, включая нюансы законодательства различных стран. Но чтобы быть более подготовленным и не совершить ненужных ошибок, можно открыть Визовый кодекс (Регламент (ЕС) № 810/2009 Европейского Парламента и Совета от 13 июля 2009 года, устанавливающий Кодекс Сообщества о визах) который вступил в силу в начале апреля 2010 года и найти там статью 32 «Отказ в визе». По моему глубоком убеждению, информация из первоисточника всегда полезнее, чем обрывки слухов и «правдивые истории, передаваемые из уст в уста...».
Итак, будем считать, что мы ее уже открыли, поэтому далее привожу без купюр:
«1. Без ущерба параграфу 1 статьи 25 в визе отказывается:
а) если ходатайствующее лицо:
i) представляет поддельный, фальсифицированный или искаженный документ на поездку;
ii) не предоставляет подтверждения цели и условий предполагаемого пребывания;
iii) не предоставляет доказательства наличия у него достаточных средств к существованию как на срок предполагаемого пребывания, так и для возврата в свою страну происхождения или проживания либо для транзита в третью страну, в которую ему гарантирован допуск, либо не в состоянии законным путем приобрести такие средства;
iv) уже пробыл на территории государств-членов на основании единой визы или визы с ограниченным территориальным действием три месяца на протяжении текущего шестимесячного периода;
v) является объектом направленного в рамках СИС информационного запроса в целях недопуска;
vi) рассматривается в качестве представляющего угрозу общественному порядку, внутренней безопасности или общественному здоровью в значении пункта 19 статьи 2 Шенгенского кодекса о границах, или международным отношениям какого-либо из государств-членов и, в частности, является по аналогичным причинам объектом информационного запроса в целях недопуска в рамках национальных баз данных государств-членов, или
vii) не предоставляет доказательства наличия у него адекватного и действительного договора медицинского страхования на время поездки, когда требуется,
либо
b) если имеются разумные сомнения по поводу подлинности представленных ходатайствующим лицом подтвердительных документов или достоверности их содержания, по поводу надежности сделанных ходатайствующим лицом заявлений или его намерения покинуть территорию государств-членов до истечения запрашиваемой визы.
2. Решение об отказе и его основания сообщаются ходатайствующему лицу посредством типового формуляра, содержащегося в приложении VI.
3. Ходатайствующие лица, в отношении которых принято решение об отказе в визе, могут обжаловать это решение. Жалобы подаются против государства-члена, которым принято окончательное решение по ходатайству, в соответствии с национальным законодательством этого государства-члена. Государства-члены предоставляют ходатайствующим лицам информацию о способах обжалования, как указано в приложении VI.
4. В случае, предусмотренном в параграфе 2 статьи 8, консульство государства-члена, действующего в качестве представителя, информирует ходатайствующее лицо о решении, принятом представляемым государством-членом.
5. Информация об отказанных визах включается в ВИС согласно статье 12 Регламента ВИС»
Положительный момент — как мы видим, данная статья обязывает государства шенгенской зоны обосновывать причину отказа в визе и позволяет лицам, получившим отказ в визе, обжаловать это в компетентных органах. Теперь смотрим, что же это за параграф 1 статьи 25 «Выдача визы с ограниченным территориальным действием»:
Параграф 1. Виза с ограниченным территориальным действием выдается в порядке исключения в следующих случаях:
а) когда государство-член по гуманитарным причинам, по соображениям национального интереса или во исполнение международных обязательств считает необходимым:
i) отступить от принципа соблюдения условий въезда, предусмотренных в пунктах «а», «с», «d» и «е» параграфа 1 статьи 5 Шенгенского кодекса о границах;
ii) выдать визу вопреки возражению против выдачи единой визы со стороны государства-члена, с которым проводилась консультация согласно статье 22, или
iii) выдать визу по причинам особой срочности без проведения предварительной консультации согласно статье 22,
либо
b) когда по причинам, признанным консульством обоснованными, выдается новая виза для пребывания на протяжении того же шестимесячного периода ходатайствующему лицу, которое на протяжении данного периода уже использовало единую визу или визу с ограниченным территориальным действием, разрешающую пребывание в течение трех месяцев"
Как мне кажется, более всего нас интересует пункт b )))
Приложение VI — это «Типовой формуляр для уведомления и мотивирования в отношении отказа в визе, аннулирования или отмены визы». Заполнение формуляра должно производиться следующим образом:
«Во вводной части формуляра указываются наименование консульства или иного органа, принявшего соответствующее решение, и характер принятого решения (отказ в визе/аннулирование визы/отмена визы).
В мотивировочной части формуляра компетентный орган ставит отметку в любую из ячеек ˆ, которая соответствует одному из оснований отказа/аннулирования/отмены, предусмотренных статьями 32 и 34 настоящего Регламента.
В заключительной части формуляра (примечания) заинтересованному лицу сообщается о праве обжаловать принятое решение и приводятся ссылки на законодательство и процедуру соответствующего государства-члена в отношении права на обжалование, включая сведения о компетентном органе по рассмотрению жалоб и о сроке на их подачу».
Статью 32 мы уже знаем. Статья 34 носит название «Аннулирование и отмена» и включает в себя следующее:
«1. Виза аннулируется в том случае, если обнаруживается, что в момент ее выдачи не выполнялись условия выдачи визы, в частности, если имеются серьезные основания полагать, что виза была получена обманным путем. Аннулирование визы, в принципе, осуществляют компетентные органы выдавшего ее государства-члена. Виза может быть аннулирована компетентными органами другого государства-члена; в подобном случае об аннулировании визы информируются органы выдавшего ее государства-члена.
2. Виза отменяется в том случае, если обнаруживается, что условия выдачи перестали выполняться. Отмену визы, в принципе, осуществляют компетентные органы выдавшего ее государства-члена. Виза может быть отменена компетентными органами другого государства-члена; в подобном случае об отмене визы информируются органы выдавшего ее государства-члена.
3. Виза может быть отменена по просьбе ее обладателя. О такой отмене информируются компетентные органы выдавшего ее государства
4. Неспособность ходатайствующего лица предъявить на границе один или несколько предусмотренных в параграфе 3 статьи 14 подтвердительных документов автоматически не влечет за собой принятия решения об аннулировании или отмене визы.
5. Если виза аннулирована или отменена, то на нее ставится печать «АННУЛИРОВАНА»[66] или «ОТМЕНЕНА»[67], а элемент визовой марки с оптически меняющейся расцветкой, элемент безопасности «эффект скрытого изображения», а также термин «виза» приводятся в негодность путем вычеркивания.
6. Решение об аннулировании или отмене визы и его основания сообщаются ходатайствующему лицу посредством типового формуляра, содержащегося в приложении VI.
7. Обладатели визы, чья виза была аннулирована или отменена, могут обжаловать это решение, кроме случаев отмены визы по просьбе ее обладателя в соответствии с параграфом 3. Жалобы подаются против государства-члена, которым принято решение об аннулировании или отмене, в соответствии с национальным законодательством этого государства-члена. Государства-члены предоставляют ходатайствующим лицам информацию о способах обжалования, как указано в приложении VI.
8. Информация об аннулированных или отмененных визах включается в ВИС согласно статье 13 Регламента ВИС»
Одновременно с отказом вы получаете так называемый «карантин», т.е. наказание в виде отказа в приеме и рассмотрении документов на визу. Срок карантина от 3 месяцев и до нескольких лет (в зависимости от тяжести проступка).
Что такое ВИС?
ВИС (VIS – Visa Information System) — европейская визовая информационная система. Это единая информационная система, которая создается в рамках Евросоюза. Согласно новому Визовому кодексу в нее должны заноситься все данные (включая биометрические) обратившихся за визой. Как вы понимаете, если вам отказали в выдаче визы в консульстве одной страны Шенгена, то данная информация будет доступна консульствам всех остальных стран-участниц Шенгенского соглашения.
Виды отказа в получении шенгенской визы
Итак, в настоящее время в штампе отказа, который Консульство ставит в загранпаспорт, можно лицезреть буквы: A, C, D и цифры 1, 2, 3, 4 (хотя с 2010 года цифры используется реже). Одна из букв и цифр обводятся ручкой. Эта комбинация и есть тип отказа в выдаче шенгенской визы. А где же тип В (краткосрочное транзитное пребывание в стране-участнице Шенгенского соглашения на срок не более 5 дней), вполне законно можете спросить вы. Дело в том, что согласно новому Визовому кодексу виза типа В отменена. И осталось у нас три типа виз:
- «А» — виза для транзита через аэропорт
- «С» — виза для краткосрочного пребывания
- «D» — виза для долгосрочного пребывания
Из этого перечня наиболее популярна виза типа «С» — обычная туристическая краткосрочная виза.
Решение по ходатайству о предоставлении визы
Статья 23 "Решение по ходатайству"
"1. Решение по ходатайству, которое является приемлемым согласно статье 19, принимается в течение 15 календарных дней со дня его подачи.
2. В особых случаях, в частности, когда необходимо более обстоятельное изучение ходатайства, или в случаях представительства, когда проводится консультация с органами представляемого государства-члена[60], этот срок может продлеваться максимум до 30 календарных дней.
3. В порядке исключения, когда в особых случаях необходимы дополнительные документы, срок может продлеваться максимум до 60 календарных дней.
4. Кроме случаев отзыва ходатайства, принимается решение:
а) выдать единую визу согласно статье 24;
b) выдать визу с ограниченным территориальным действием согласно статье 25;
c) отказать в визе согласно статье 32 или
d) приостановить рассмотрение ходатайства и направить его компетентным органам представляемого государства-члена согласно параграфу 2 статьи 8.
Физическая невозможность дактилоскопировать отпечатки пальцев согласно пункту «b» параграфа 7 статьи 13 не влияет на выдачу визы или отказ в визе [61]".
Похожие материалы
- Финская виза, Часть 2, Единый Центр Документов или Консульство Финляндии
- Финская виза, Часть 3 Получаем визу в Визовом центре Финляндии в Санкт-Петербурге
- Новый визовый центр Финляндии в Санкт-Петербурге
- Что такое шенгенская виза, полезная информация
- Визовые центры Финляндии увеличивают часы работы
- Не всех российских туристов радует перспектива отмены виз с Финляндией
- Финская шенгенская виза